ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв.

Великий Шелковый путь на территории Казахстана

Формирование Великого Шелкового пути

Великий Шелковый путь - трансконтинентальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в.до.н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.
Начиная III-II тыс. до. н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
• «Лазуритовый путь» - соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией.
• «Нефритовый путь» - связывал Восточный Туркестан с Китаем.
• «Степной путь» (сер. I тыс. до н.э.) - из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан (Сведение Геродота).
В 629 г. буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал по международному пути, который связывал Китай с Западом. В своем дневнике описывая весь свой путь, он пишет, что они прибыли через «Прозрачное Голубое озеро» (Иссык-куль) к г.Суябу, где встретился с тюркским каганом. Описывая прием, у тюркского кагана, Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати.
Изобретение шелка, археология Китая относят к эпохе неолита (раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху - найдены шелковые ткани, пояса и пряжа).
В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (V в.до н.э.) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI-V вв.до н.э.).
В распространении шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.
В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан. Основные причины:
1. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию;
2. Дорога через Фергану в VII в. стало опасной из-за междоусобиц местных правителей;
3. Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
4. Основное число посольских и торговых караванов в VI 1-ХIV вв. гило здесь.

Направления и трассы Великого Шелкового пути

Основные трассы в VI-VIII вв:
1.Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-кульская котловина Восточный Туркестан.
2.Византия - Дербент - Прикаспийские степи -Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан - Семиречье - Восточный Туркестан - Китай.
Основные направления:
Великий Шелковый путь через Казахстан проходили по Южному Казахстану и Семиречье и разделялось на 4 направления:  
1 .Направления с запада на восток;
2.Илийское направление;
3. Европейское направления;
4. Направления, ведущие в Центральный и Восточный Казахстан:
а) Сарысуйский путь - из Отрара к р.Иртыш, Ишим;
б) Хан жол - из Тараза к берегам р. Атасу;
в) северо-илийский путь - от Чингелды к берегам Балхаша
Крупные города на Великом Шелковом пути:
• Испиджаб - китайцы называли «городом на белой реке». Купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде, Мерве, Балха.
• Джувикат - город в Таласской долине, здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе с Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком.
• Джамукат - рядом с Таразом, основанный согдийцами из Бухары, которым правил некий Джамук. Остатки города на правом берегу Таласа сейчас называется - Костобе.
• Кулан - китайцы называли «Цзюйлень», был известен как « приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра».
• Икиогуз - в долине р.Коксу - совр. село Дунгановка. В 1253 г. монах В.Рубрук писал, что в городе имелась торговая колония иранских купцов. Рубрук называет город Эквиусом.
• Каялык - в долине р. Каратал (совр. Антоновское) столица карлукских правителей жабгу - центр северо-восточной части Илийской долины (IX-h.XIII вв.).
• Кедер - одним из главных городов в Отрарском оазисе, известен как о «месте стечения купцов из разных стран».
• Отрар и Шаугар (VIII в.). Отрар - был узлом многих караванных путей. Шаугар - совр. Чуй-тобе, рядом с Туркестаном.

Товары Шелкового пути в Казахстане

 Главный предмет торговли - шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.
Вполне естественно, что и шелк, и часть товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах, стоявших на его казахстанском участке. Археологические находки - яркое тому свидетельство:
• Серебряный клад из Отрара:
- монеты восточно туркестанских городов -Алмалыка, Пулада, Эмиля, Орду ал-Азама;
- европейские монеты из Кырыма;
- малоазийские монеты - из Сиваса, Кони, Тебриза;
- казахстанские монеты из Дженда, относящее к 40-60-м гг. XIII в.
- бляшки от наборного пояса с уйгурскими надписями;
- витые браслеты из Средней Азии;
- плетеные браслеты, сделанные в Поволжье;
- пряжка от пояса, вышедшая из ремесленных мастерских одного из городов Малой Азии;
- слитки серебра в виде линз и овальных брусочков.
Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоявших на Шелковом пути.
• в Отраре найдены:
- нефритовая бляха китайского производства с рельефным изображением свернувшегося в кольцо тигра или барса,
- часть бронзовых зеркал XIII-XIV вв.,
- бронзовый медальон,
- бронзовая чернильница,
- изящный стеклянный графин из Сирии тогдашнего традиционного центра стеклоделия. (XIV в.).
• Семь китайских монет «у-шу», относящихся в I-IV вв.н.э., найдены при раскопках могильника Мардан в Отрарском оазисе.
• В Таразе найден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением императора в шлеме с копьем и щитом на одной стороне и богини Победы с крестом в руке - на другой. Золотые солиды применялись в качестве международной валюты.
• В г. Тальхизе - 4 фарфоровых китайских чаши, украшенные изнутри гравированными изображениями детских фигур в обрамлении медальонов в форме гриба - символа долголетия. Также найден обломок фаянсовой чаши, выполненного люстром на красном фоне, изображены 11 сидящих мужчин и 1 женщина. Над головами людей - золотые нимбы. Фрагменты 3 медных блюд, изображения сфинксов и звериного гона встречаются на чашах, зеркалах, пластинах, обнаруженных в Средней Азии, Поволжье, Закавказье, Ближнем и Среднем Востоке.
• По Шелковому пути распространялось не только изделия, но и мода на художественные стили. Например, по Шелковому пути распространялся тимуридский стиль в керамике, отличающейся синей гаммой росписей на белом фоне.

 Взаимодействие и взаимообогащение культур

Царства мира. В начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех «царств мира»:
1. Царство слонов на юге - Индия - царь мудрости (философии и науки);
2. Царство драгоценностей на западе - Иран и Византия - царь Персии - царь царей; царь арабов - царь мужей;
3. Царство коней на севере - Тюркские каганаты - царь хищных зверей;
4. Царство людей на востоке - Китай - царь государственного управления и промышленности.
Взаимодействие культур в искусстве.
При раскопках памятников на Шелковом пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения культур:
• В сохранившихся парадных залах Пенджи-кента, Варахши, Афрасиаба, Топрак-калы -коллекция терракоттанского времени (VI-
VIII в.), изображающих танцоров, актеров в масках, музыкальные ансамбли.
• Стены святилища VIII-IX вв. в городищах Костобе в Таласской долине была украшена резьбой багдадского стиля.
• Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы найдена в Пенджикенте.
• При раскопках сырдарьинского города Кедер обнаружена глиняная маска артиста IX-XI вв.
• По Великому Шелковому пути распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления. Музыканты, танцоры, укротители диких зверей, акробаты, фокусники объединялись в бродячие труппы.
• Китайский император Сюань-Цзунь в дворце содержал 30 тыс. музыкантов. В Танском Китае была популярна музыка Запада - городов Восточного Туркестана и Средней Азии.
• Иранские, согдийские и тюркские актеры многое внесли в хореографию Китая. Например, мальчики из Ташкента исполняли танец «Западный скачущий танец», а две юные девушки «Танец Чача» и «Девы Запада».
• В Константинополе часто гастролировали артисты с Востока. Как сообщают источники, на знатном обеде у византийской императрицы русскую княгиню Ольгу развлекали шуты и эквилибристы, а на празднествах в честь сельджукского султана Арслана II выполнял рискованные сальто тюркский акробат.

Распространение религий.

По Великому Шелковому пути распространялась также религиозные идеи:
• Буддизм - проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и каналам (I-III вв.н.э.). С VI в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма в Южном Казахстане и Семиречье:
- Два буддийских храма - в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв);
- Подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.);
- Бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины в сюжетами буддийской иконографии.
• Христианство - в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был - г. Мерв.
- При патриархе Тимофее (780-819 гг.) христианство принято карлукским жабгу;
- На рубеже IX-X вв. была образована карлукская митрополия;
- в Таразе и Мерке действовали христианские церкви;
- В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета.
- В.Рубрук сообщает, о христианской церкви в Коялыке.
• Манихейство - возникла в III в. н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства (взяла идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы.
- Манихейские обители найдены в городах Семиречья - Баласагуне и Шигил-балыке.
- В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.
• Зороастризм - возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами.
- Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка.
- В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.
• Ислам - VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Ахад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией.
- Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети.
- Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере.
- К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне.
- Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов - умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг.
- Ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.).
- В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище.

Духовная культура Казахстана в VI-XII вв.

 Язык и письменность

Язык. С середины I тыс. на территории Казахстана складывается несколько древне-тюркских языковых групп:
1. Булгарско-хазарская;
2. Западно-тюркская (огузская);
3. Карлукская.
В VIII-X вв. из западно-тюркского направления отделятся — кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись - иранские, согдийские, сирийские языки.
В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
Письменность.
С развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность.
Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору, где он описывает прием тюркского посла Маниаха с императором Юстинианом I. Со второй половины VI в. о наличии самостоятельной письменности у тюрков пишут китайские источники.
Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги - каменные стелы в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоныкука.
• Впервые древнетюркские памятники открыты на р. Енисее в 20-е гг. XVIII в. учеными Д.Миссершмидт и Ф.Страленберг. Из-за сходства со скандинавским древнетюркские письмо называют - руническим.
• В 1889 г. Н.М.Ядринцев обнаружил рунический памятник в северной Монголии на р.Орхон.
• В 1893 г. датский ученый Вильгелм Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские памятники
обнаружены в Таласской долине.
В VI-X вв. наряду с тюркским письмом в Казахстане применяли согдийский, сирийский и уйгурский алфавит. С IX в. широкое распространение получает арабский алфавит.

 Литература и наука

В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Основные памятники:
• В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата».Коркут ата - знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н.Ф.Диц.
• Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.).
В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляются литература на арабском языке.

Основные памятники:

Юсуф Баласагуни (XI в.) - в 1069 г. написал поэму «Кудатгу б ил иг» (Знание приносящее счастье) - памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра-хана. Общий объем произведения - 85 глав из 13 тыс. двустиший. Сохранились 3 рукописи поэмы:венская (,гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская -арабским письмом. Основное идейное содержание заключается в том, что знание - единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором, по мысли Юсуфа, должен основываться «счастливый» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью.
Махмуд Кашгари (XI в.) - родился в г.Барысхан на берегу озера Иссык-Куль, потом переселился в Кашгар. В 1072-1074 гг. после многолетних путешествий составил на арабском языке «Диуани лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) - энциклопедия тюркских народов, о историк быта, нравов и языка, большой вклад в историю языкознания. Этот большой трехтомный труд содержит богатый фактический материал о жизни тюрков XI в.: о предметах материальной культуры, об этнонимах и топонимах, родоплеменном делении, о терминах родства, о титулах и наименованиях различных должностных лиц, названиях пищи, о терминах животноводства, о растениях и злаках, об астрономии, о народном календаре, названиях месяцев и дней, о географической терминологии, о городах, названиях болезни и лекарств, о металлах и минералах, о военной, спортивной и административной терминологии, о детских играх и забавах и т.д.
Ходжа Ахмед Ясави (XII в.) - родился в г. Сайрам и жил в г.Туркестане. Он был проповедником суфийского направления мусульманской религии. Ему принадлежит сборник стихов «Диуан-и-Хикмет» (Книга о премудрости) на тюркском языке. В книге проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. Большое внимание автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию четырех позиций: 1. Шариата - законы, традиции, обряды мусульманской религии; 2. Тарихата - идея Суфизма; 3. Хакихата - приближение, объединение с Богом; 4. Магрифата - познание религии. Посторенный в XIV в. в честь Ахмета Ясави по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман.
Сулейман Бакыргани (Хаким ата) XII в. -ученик Ахмеда Ясави. В 1104 г. родился в Иассы и умер в 1186 г. в местности Бакырган. В своей книге «Акыр заман» (Конец света), оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен района Сырдарьи, Каратау.
Труды К.А.Ясави и С.Бакыргани в течение столетий изучались в качестве учебников в медресе Казахстана и Средней Азии. Мусульманское духовенство их использовало в целях пропоганды идеи ислама.
Ахмед Югнаки (XII в.) - родился в селении Жугнек вблиз Иассы. Владел арабскими, персидскими языками. Его книга «Хибат ул-хакайк» (Подарок истины) состоит из 14 глав, 235 песен о пользе знании, труда. Книга содержит много сведений о нормах морали, существовавших в это время в среде оседлых жителей Южного Казахстана.
Абу Насыр аль Фараби (870-950) - ученый-энциклопедист. Родился в г. Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), в семье тюркского военноначальника. Первоначальное образование он получил в родном Отраре, дальше продолжил обучение в Бухаре, Шаше, Самарканде, Багдаде и умер в г.Дамаске. Автор свыше 50-ти научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», в основном труды по философии. Аль-Фараби - основатель арабской философии, изучал и развивал идеи древнегреческих философов Аристотеля, Пифагора, Архимеда, Евклида, Птоломея на Востоке, за что его назвали «Муаллим ассана»-«Второй учитель» после Аристотеля. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, математика, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка).
Аль-Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской, культуры. Рукописи Фараби разлетелись по многим библиотекам мира. Именно на его работах формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировозрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонарда да Винчи и других мыслителей.
Абу Райхан Бируни (973-1050) - астроном, математик, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. С 22 лет известен как талантливый ученый, владел персидскими, арабскими, греческими, индийскими языками. Автор 150 трудов: «Хронология древних народов», «Ключ астрономии» и др. Бируни выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца, определил законы движения планет, сделал модель глобуса Земли, где определил координат свыше 600 городов мира. Бируни за 500 лет раньше Коперника сказал - о гелиоцентрической системе вселенной и за 600 лет раньше Галилея и Ньютона - закона о притяжении Земли.

Верования и религия

В период раннего средневековья тюрко-язычные племена Казахстана были язычниками. Они поклонялись:
1. Культ Неба (Тенгри); Каганы правили по воле неба, которые именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражение.
2. Культ Земли-Воды (Иер-су);
3. Культ огня;
4. Умай - женское божество, покровительница очага и детей.
5. Культ священных гор - Хантайские горы.
Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.

Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. (Подробнее см. в этой главе, в 1-части - Распространение религии на Великом Шелковом пути).

Комментариев нет:

Отправить комментарий