Куаныш Сатпаев


Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 г. в семье казаха-кочевника в ауле № 4 Аккелинской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне Баян-Аульский район Павло¬дарской области Казахской ССР). Начальное образование он получил в двухклассной аульной русско-киргизской школе, где проявились его незаурядные способности и необычайная память. В 1911 г., после окон¬чания школы, Каныш Имантаевич поступил в Павлодарское двухклас¬сное русско-киргизское училище, которое успешно закончил весной 1914 г.
Огромная тяга к знаниям привела Каныша Имантаевича в том же 1914 г. в Семипалатинскую учительскую семинарию — единственное доступное для него по тем временам учебное заведение. К счастью, се¬минария была укомплектована очень хорошими высококультурными, прогрессивно настроенными педагогами и могла дать основательные знания по общеобразовательным предметам. Учеба легко давалась способному юноше. Хорошая библиотека при семинарии и городская библиотека открывали большие возможности для самообразования и широкого ознакомления с произведениями не только русской худо¬жественной классики, но и с зарубежной литературой. Уже в этот период Каныш Имантаевич начал читать сочинения Чернышевского, Добролюбова, Белинского, познакомился с отдельными произведения¬ми Маркса и Энгельса. Общение с передовой русской молодежью, интернациональной по своему духу, имело также большое воспитатель¬ное значение.
Приобретенные в семинарии знания основ естествознания пробу¬дили у пытливого и любознательного юноши стремление глубже познать окружающую природу. Особенно его интересовали земные богатства родных степей. Возникавшие в Киргизской степи небольшие предприятия частных горнопромышленников еще больше укрепляли в нем мысль получить дальнейшее образование именно по геологиче¬ской специальности.
В 1918 г. Каныш Имантаевич окончил учительскую семинарию. Однако для поступления в вуз необходимо было сдать экстерном экза¬мены по математике, латыни и какому-либо иностранному европей¬скому языку. Чтобы иметь возможность серьезно подготовиться к сдаче экзаменов, необходимо было остаться в Семипалатинске, где были библиотеки. Каныш Имантаевич поступил преподавателем естество¬знания на открывшиеся здесь курсы учителей казахов. Напряженная работа по самообразованию и в качестве преподавателя подорвали его здоровье, и у него начался туберкулез легких. Пришлось оставить учебу и уехать домой. У себя на родине он устроился учителем в ту же аульную школу, где когда-то учился сам. Одновременно он продолжал самостоятельно учиться, готовясь к поступлению в вуз.
С установлением осенью 1919 г. Советской власти быстро меня¬лась жизнь в Казахской степи. Первые органы Советской власти испы¬тывали острую нужду в грамотных людях коренной национальности, которые могли бы проводить ее законы в массы. Поэтому в начале 1920 г. Павлодарский уездный ревком обратил внимание на способного молодого учителя и назначил Каныша Имантаевича народным судьей в Баян-Аульский район. В течение полутора лет Каныш Имантаевич с присущей ему энергией и энтузиазмом выполнял это почетное пору¬чение первых органов Советской власти. Выезжая часто в кочевые аулы с выездными сессиями нарсуда, молодой судья боролся за укреп¬ление законности и Советской власти, установление новой жизни в Казахской степи. По собственной инициативе он организовал в аулах читку газет и журналов. К этому делу он привлекал активистов и уча¬щихся, проводя таким образом большую политико-воспитательную работу среди местного населения. Местные органы власти молодой республики относились к деятельности Каныша Имантаевича с неиз¬менным вниманием и поддержкой, неоднократно освещая ее на стра¬ницах уездной и областной газет. За этот период здоровье Каныша Имантаевича заметно улучшилось, он с еще большим упорством и настойчивостью стал заниматься самообразованием.
Случайное совпадение обстоятельств счастливым образом вмеша¬лось в судьбу Каныша Имантаевича. Летом 1921 г. в Баян-Аульский район с его благодатным климатом приехал лечиться профессор Том¬ского технологического института геолог Михаил Антонович Усов, который поселился в родном ауле Каныша Имантаевича. Обаяние Михаила Антоновича и личное общение с ним произвели неизгладимое впечатление на юношу. Как геолог Михаил Антонович, даже больным, не мог не интересоваться геологией окрестных мест своего летнего пре¬бывания и совершал недалекие маршруты. Каныш Имантаевич посто¬янно сопровождал его. Беседы о строении Земли, о богатствах недр Казахстана, об их экономическом значении для родной республики все больше укрепляли давние стремления к дальнейшей учебе. М. А. Усов, оценивший способности молодого человека, советовал ему уско¬рить осуществление этого решения. К осени 1921 г. по настоятельной просьбе Каныша Имантаевича губернские организации удовлетворили его ходатайство и направили учиться в Томский технологический институт. После блестяще сдан¬ных приемных испытаний он был зачислен студентом геологоразве¬дочного отделения горного факультета. Нерегулярное питание, суровая сибирская зима, переутомление в результате усиленных занятий — все это опять обострило болезнь Каныша Имантаевича. Врачи предложили ему немедленно выехать из Томска в родную степь. С большим трудом добрался он до своего аула. Здоровье Каныша Имантаевича на этот раз восстанавливалось медленно. Полтора года провел он у себя на родине. Почувствовав себя немного лучше, Каныш Имантаевич начал готовить предметы за вто¬рой семестр первого курса и за весь второй курс.
Молодому организму удалось на этот раз навсегда победить бо¬лезнь. Впоследствии Каныш Имантаевич отличался хорошим здоровь¬ем, исключительной выносливостью в повседневной напряженной работе. Он мог заниматься по 10—12 часов ежедневно и легко совершал геологические маршруты, преодолевая пешком иной раз по 25—30 км. Вернувшись в Томск осенью 1923 г., он сдал экзамены по всем предме¬там за два курса. С третьего курса начались лекции по геологии. Все основные предметы по отраслям геологической науки вел в то время профессор М. А. Усов. Его лекции были настоящим праздником для студентов-геологов. Они были исключительными по содержанию и яркими по форме. Врожденный талант лектора сочетался у Михаила Антоновича с громадной глубиной знаний по всем многообразным отраслям геологической науки. Каждая мысль, каждая фраза лектора были буквально отточены и насыщены глубоким содержанием. Лекции профессора М. А. Усова Каныш Имантаевич слушал очень вниматель¬но и сосредоточенно.
Именно в эти студенческие годы — в период жизни в Томске и постоянного общения с преподавателями и профессорами Томского технологического института — формировалось мировоззрение Каныша Имантаевича и складывался его характер. Особенно благотворным в этом отношении было влияние на Каныша Имантаевича его любимого учителя и наставника Михаила Антоновича Усова. Впоследствии сам Каныш Имантаевич с большой теплотой говорил: «Годы студенчества, проведенные мной в Томске в постоянном тесном общении с академи¬ком М. А. Усовым, с его глубокими и свежими геологическими идеями, с его любовью к геологам и природе родной Сибири, с его обаятель¬ными качествами как человека и как ученого, оставили у меня глубо¬кое впечатление и чувство бесконечной благодарности к этому поисти¬не благородному человеку, достойному сыну великого русского на¬рода».
Впоследствии научные идеи М. А. Усова, основанные на собствен¬ных примерах геологических исследований и на непосредственной связи науки и практики, легли в основу научной деятельности Каныша Имантаевича. В летний период Каныш Имантаевич участвовал в геологических исследованиях территории Сибири и Казахстана, неисчислимые богат¬ства недр которых, по образному определению М. А. Усова, представ¬ляли собой «классическую школу для геологов».
Одновременно с учебой в институте Каныш Имантаевич расширял свой кругозор. Он посещал библиотеку Томского университета, знако¬мясь там с редкостными изданиями. В 1927 г. по предложению Каз-наркомпроса он перевел на казахский язык учебник алгебры для сред¬ней школы.
В июне 1926 г. Каныш Имантаевич блестяще защитил дипломный проект и получил звание горного инженера. Он был первым инжене¬ром-геологом казахом. После окончания института Каныш Имантаевич по собственной инициативе явился в распоряжение Центрального Совета Народного Хозяйства Казахской ССР, готовый на любом участке, куда его по¬шлют, выполнить свой долг перед Родиной. Ко времени Октябрьской революции геологическая изученность Казахстана была ничтожной, хотя здесь уже действовали многие част¬ные горные предприятия. Лишь в смутных очертаниях некоторыми исследователями намечались закономерности геологического строения страны. Естественно, они не могли дать сколько-нибудь обоснованно¬го представления о геологии и полезных ископаемых Казахстана. Его геологическая структура толковалась весьма упрощенно и прибли¬женно.
Особенностью геологических работ, проводившихся в Казахстане в тот период, являлось отсутствие комплексности в исследованиях. Поисковые и разведочные работы, как правило, велись лишь на какое-либо одно полезное ископаемое, причем даже при добыче его осталь¬ные ценные компоненты в рудах игнорировались.
Геологические съемки также преследовали узко ограниченные цели — выяснение основных черт геологического строения горного отвода или района, причем поискам месторождений при геологической съемке не уделялось почти никакого внимания.
Только после Великой Октябрьской революции были созданы все необходимые условия для всесторонних широких геологических иссле¬дований. Маршрутный метод изучения уступил место площадным геологическим съемкам в районах, наиболее актуальных по народно¬хозяйственной значимости. По декрету, подписанному В. И. Лениным, в 1924 г. в Риддере (ныне Лениногорске) стали восстанавливаться рудники, обогатитель¬ные фабрики, свинцовый завод. В 1925 г. по решению Совета Труда и Обороны была начата достройка так называемых Атбасарских медных промыслов, находившихся с 1904 по 1917 г....

Комментариев нет:

Отправить комментарий