КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVI-XVII ВЕКАХ
1. В XV веке сформировался самостоятельный национальный язык казахский2. В период Золотой Орды и Белой Орды официальным языком был кыпчакский
3. В XV-XVII в.в. казахи пользовались арабской графикой.
4. Казахи в XVI-XVII вв. покровителя огня называли От-ана
5. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем аластау
6. Состязание «кокпар» означает конная игра по отбиранию туши козла.
7. Религия, которую активно распространяла в степи правящая казахская элита в XVI -XVII вв. ислам.
8. Традиционные формы повествования о богатырских деяниях развиваются в жанре героического эпоса
9. Персонажи устного народного творчества Аяз би и Жиренше встречаются в сказках.
10. Жанр произведений «Ер Сайын», «Ер Едите», «Сказание об Алпамысе» эпос.
11. Популярным акыном XVI в. был Сыпыра-жырау
12. Представители казахской устной поэзии XVI-XVII вв. Доспамбет-жырау и Жиембет.
13. В
14. Бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником был Жиембет жырау.
15. Известные казахские акыны XV века Асан Кайгы и Казтуган
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ XVI-XVII ВЕКОВ
1. Историю династии хана Джучи описывает исторический труд 40 х годов XVI в. «Шынгыснаме» автор Утемис Хаджи
2. В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани»
3. Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение «Джами ат-тауарих» (Сборник летописей) Кадыргали Жалаири.
4. Свое произведение «Сборник летописей» Кадыргали Жалаири подарил Борису Годунову.
5. Об историческом положении в Семиречье и о времени образования Казахского ханства пишет Мухаммад Хайдар Дулати в книге Тарих и Рашиди на персидском языке.
6. О казахско-могульских отношениях в XVI-XVII вв. в период правления Буйдаша, Хакназара, Есима, Жангира повествуется в историческом труде Шах-Махмуда Чораса «Хроника».
Виды жилища, делилось на зимнее и летнее,
которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в
легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш
уй", "жер уй", "каратам", "шошала". Юрта - разборное жилище, изготовленное
из дерева и войлока. Она состояла из "кереге"
- остова (деревянная решетка), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от
количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта состоящая из двенадцати
крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати,
восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем
перестали встречаться.
Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести
планок -"саганак", изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов:
из массивных планок мелкой квадратной сеткой - "тор кез" и тонких
планок крупной сеткой - "жел кез". Вход в юрту, обращенный обычно на
юг, имеет форму прямоугольного проема.
Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки
каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника -шымши. Поверх
циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту
покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия
скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты
украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и
кистями из разноцветных шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились на три основных
типа. Парадные юрты, предназначенные
для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего
размера. Маленькие походные юрты
могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты,
использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения. Парадные
юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и
шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - "отау".
Походные юрты можно отнести к типу специализированных,
предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее
простым переносным жилищем был шатер -"курке", составлявшийся из
уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах
юрты "жолама уй", состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и
уыков.
Кроме того, казахи во время кочевок использовали
вместительные подвижные жилища на
колесах - "куйме". Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей
разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Центр юрты - "ошак" служил местом
приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось
почетное место юрты - "тер" для гостей и заслуженных людей.
Пространство у двери называлось "босага". Направо от входа располагалась
утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев
дома, отделенная занавеской - "шымылдык".
В северном и северо-восточном регионах Казахстана были
распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна.
По материалу изготовления их называли "жер уй", "кирпиш
уй". Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава
семьи. Однокамерные дома назывались "шошала" или "тошала".
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных
и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко
распространены были войлочные ковры - "теке-мет", войлочные ковры с
аппликациями - "сырмак", менее -тканые ковры - "кшем".
Существовало два вида ковров - безворсовые -"такыр ктем" и ворсовые -
"тукт! илем". Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные
аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались "туе кюз".
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках -
"аяк кап", войлочных коробках - "шабадан", ковровых сумках
- "коржын", состоящих из двух равных карманов и соединяющей их
переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки -
"сандык,". Деревянные предметы - подставки - "жук аяк",
коробы для продуктов - "кебеже", вешалки украшались художественной
резьбой.
Одежда, украшения и оружие
Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и
шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры
куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились
шубы -"тон". Шубы из меха пушных зверей назывались "iшiк" и
различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - "бас тон",
синим сукном - "кок тон", парчой - "барша тон". Учиненные
шубы с воротом из шкур жеребят - "жаргак тон". Шубы из козьих шкур,
когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались
"кылка жаргак".
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались
богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ
без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока -
"каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен"
- длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней
одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной
рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья -
"кейлек" и безрукавки - "жециз камзол". Для изготовления
женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались
многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор -
"калпак" из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока
назывались "ак калпак", шляпы с широкими, загнутыми наверх полями -
"айыр калпак". Весной и осенью казахи носили шапки -
"борiк", круглые по форме с высоким конусообразным верхом,
обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались
"тымак".
Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина,
цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались
"камшэт борiк", вышитые золотом - "алтын борiк", украшенные
кораллами - "калмаржан борiк". Летние легкие шапочки из бархата или
парчи - "такия" украшались пучками перьев, вышивкой серебром и
золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и
богатым был свадебный убор - "сэукеле" - высокий, конусообразный,
украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и
подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из
белой ткани- "кимешек".
Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем
выше колен назывались "шонкайма етик", мягкие сапоги с загнутым
кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - "6ip така", а
также ичиги - "мэсi" из козлиной юфти и галоши - "кебiс" из
более плотной кожи. Зимой носили "саптама етiк", бедняки
-"шокай" и "шарке".
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым
орнаментом. Повседневной обувью были туфли - "кебiс". Богатые женщины
носили орнаментированные сапоги "кестелi етiк", туфли на высоких
каблуках из зеленой кожи - "кок сауыр", украшенные узорным шитьем и
серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из
кожи, бархата, шерсти и шелка - "белбеу. Пояса из кожи украшались
тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными
камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались
"шее". У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские
пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата.
Носили также и мягкие кушаки - "кур".
Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались
из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты
"билезик" покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись
в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из
самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой
цепочками.
Широко использовались накосные украшения -
"шашбау" в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой
концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из
цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески "шолпы".
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной,
круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из
цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения,
нагрудные - "омырауша", "енiр жиек", "бой тумар",
застежки к поясам - "iлгек", фигурные бляхи к саукеле -
"шылтыр", массивные шаровидные пуговицы - "торсылдак
туйме", булавки - "туйреуiш".
При изготовлении женских украшений применялась
различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение,
зернь, эмаль.
Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из
особой стали делали кривые сабли - "кылыш", палаши -
"селебе", мечи - "семсер". Широко использовались шпаги -
"сапы", кинжалы - "канжар", длинные ножи с изогнутым
клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "бунда пышак".
Наиболее распространенным оружием были лук - "садак," и стрелы.
Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические,
вилообразные. Копья - "найза" имели стальной наконечник и кисти из
конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - "айбалта".
Оборонительное вооружение состояло из кожаных и
металлических доспех - "сауыт", стальных кольчуг из колец, стальных
шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными
пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью
купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья
были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром - "бiлтелш
мылтык", без насечки - "кара мылтык", с коротким стволом -
"самкал". Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров,
назывались "козы кэш", Порох и пули казахи изготавливали сами, частью
покупали у соседей. Использовались дубины "сойыл" и
"шокпар" из березовых жердей, однако во время войны они реже
употреблялись.
Пища, посуда и домашняя утварь
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных
продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся
кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров,
коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных
сыров.
Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко
- "айран". Смесь айрана с водой называлась "шалап". Из
молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла его
промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок -
"карын".
Важное место в рационе казахов занимали сыры.
Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу
зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров:
"сары иримшик", "ак иримшик" и др.
Мучные продукты использовались преимущественно зимой.
Основной продовольственной культурой было просо, реже -пшеница и рожь. Из проса
казахи готовили пшено "тары", шедшее на приготовление пшенной
похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив
из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились
пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также
праздничное блюдо "жент".
Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него
готовили похлебку "бидай коже", талкан и жент. Мука шла на
изготовление пресных лепешек - "таба нан", лапши - "кеспе",
обжаренного в сале теста - "бауырсак". Рожь и ячмень занимали в
рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов -
"палау" и кашу "ботка".
Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее
ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда -
подкожный жир верхней части шеи - "жал", мясо и жир области крупа -
"жая". Из прямой кишки изготовляли "карта", из реберного
мяса с под позвоночным жиром - "казы". Колбаса из мяса, других частей
туши называлась "шужык".
Баранина употреблялась в основном в летнее время.
Вареное мясо - "ет" - основное блюдо казахов - подавалось как с
гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - "сорпа" употреблялся
после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне,
назывались "куырдак,". Говядина в пищу редко употреблялась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий