Готовимся к ЕНТ/История древнего Казахстана/

История древнего Казахстана.
ЭПОХА КАМНЯ. Происхождение человека, начало его трудовой деятельности, зарождение материальной и духовной культуры изучает история первобытного общества.
Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода:
1) палеолит - 2,5 млн. -12 тыс. лет до н. э.
2) мезолит - 12-5 тыс. лет до н. э.
3) неолит   - 5-3 тыс. лет до н.э.
Самая продолжительная в истории человечества эпоха - палеолит делится на:
ранний (нижний) палеолит - 2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.;
средний палеолит (мустье) - 140-40 тыс. лет до н.э.;
поздний (верхний) палеолит - 40-12 тыс. лет до н.э.
НИЖНИЙ ПАЛЕОЛИТ - 2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.
Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития. Первые орудия труда человек изготовил из камня, поэтому ученые называют этот период «каменным веком».
Останки самого древнего человека были найдены в Африке, в Кении; ученые назвали его «человек умелый», он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад (австралопитек).
Первые люди на территории Казахстана появились в период раннего (нижнего) палеолита. В Казахстане самые древние находки каменных орудий труда были обнаружены в Южном Казахстане, в горах Каратау, в этом регионе республики особенно много стоянок древнего человека относящихся к периоду палеолита. Самые древние из стоянок каменного века - Шакпакаты в Мангыстауской области и Арыстанды в Жамбылской области - относятся к нижнему палеолиту.
В Жамбылской области найдены более 5 тысяч орудий труда эпохи палеолита. Первое орудие труда древнего человека из камня называется рубило, из дерева – палка-копалка и дубина.  Галечный камень, обработанный и заточенный с двух сторон, получил название чоппинг. Бифас – примитивное каменное орудие, обработанное с обеих сторон. Ретушь – заострение каменной заготовки посредством обработки ее краев мелкими зубчиками. Нуклеусы – большие камни, обработанные с обеих сторон. Первыми занятиями древнего человека были собирательство и охота.
Примитивным объединением людей для совместной защиты и нападения, а также для охоты и собирательства было первобытное стадо.
Одним из древнейших людей был питекантроп, его останки впервые были найдены на острове Ява. Первые древние люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.
СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.
В Китае были найдены останки древнего человека - синантропа. Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название «людей прямоходящих». Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. Таяние ледника началось 13 тысяч лет назад. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры. Чоппер – орудие из камня, заостренное с одной стороны, чоппинг – с двух сторон.
Древнего человека, жившего в среднем палеолите (мустье), ученые называют - неандерталец, он жил 100-40 тысяч лет назад. Останки человека эпохи мустье - неандертальца, впервые найдены в Германии. Останки неандертальцев были также найдены в 1938 году академиком А.П.Окладниковым в пещере Тешикташ.
ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ - 40-12 тыс. лет до н.э.
После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад, формируется «человек разумный». Впервые останки «человека разумного» были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, и по месту нахождения ученые называют его кроманьонцем. Формирование «человека разумного» происходит в эпоху верхнего палеолита. Через труд развивался человек.
Древнего человека из мира животных выделило, прежде всего, умение делать орудия труда. Зарождение религиозных представлений, появление наскальных и пещерных рисунков ученые относят к эпохе верхнего палеолита.
Постоянный коллектив родственников - родовая община - появляется в период формирования «человека разумного». Все члены родовой общины имели равные права, на общем собрании избирались старейшины. Во главе родовых объединений стояли избранные вожди. Более 5000 орудий труда эпохи палеолита найдены в Жамбылской области.
МЕЗОЛИТ - 12 - 5 тыс. лет до н.э.
Таяние ледника началось примерно 13 тыс. лет назад. В эпоху мезолита из-за таяния ледников и под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. В этот период человек научился делать тонкие каменные пластины длиной 1 - 2 см., которые названы микролиты.
Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение лука и стрел. Начало одомашнивания диких животных, и окультуривание некоторых растений ученые относят к эпохе мезолита. 10 тысяч лет назад развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия, а также первых каменных орудий труда для земледелия: мотыги с каменным основанием, серпа и зернотерки. Из занятия охотой возникло скотоводство. В эпоху мезолита люди вынуждены были часто менять, места своего обитания из-за миграций животных. В Казахстане известно 20 мезолитических стоянок.
В эпоху мезолита окрепла родовая община, роды постепенно объединялись в племена, возникло разделение труда между мужчинами и женщинами. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялось через специальные обряды – инициацию.
НЕОЛИТ - 5 - 3 тыс. лет до н.э.
150 стоянок и могильников эпохи неолита найдены в Джезказганском регионе. Всего на территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок. Неолитические охотники передвигались за животными, поэтому их поселения были временными. Люди научились полировать камни, придумали зернотерки, ступки, топоры, мотыги, стали заниматься ткачеством, шить одежду.
Древние люди научились изготавливать глиняную посуду в период неолита. Эпоху неолита иногда называют «эпохой глиняных горшков». В эпоху неолита люди отошли от вековой зависимости от природы - появился производящий труд (неолитическая революция).
Наиболее высокого уровня обработки камня человек достиг в эпоху неолита. Изобретен примитивный ткацкий станок. О своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь мы узнаем из древних могильников. 150 стоянок и могильников обнаружено в Жезказганском регионе.
МЕДНОКАМЕННЫЙ ВЕК (ЭНЕОЛИТ) - 3000-2800 лет до н.э.
Впервые люди научились плавить медь – почти 5000 лет назад. Первый металл, который научились использовать древние люди - медь. Время появления первых металлических изделий из меди - энеолит. Первое общественное разделение труда, начало замены матриархата патриархатом, относятся к периоду энеолита. Ярким памятником энеолитического времени является поселение Ботай на севере Казахстана.
Древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо, названное пиктографией. Форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в родство с каким-либо животным, которое считалось покровителем рода - тотемизм. Верования людей раннеродового строя зависели, прежде всего, от рода занятий. Появление религиозных представлений впервые наблюдается у неандертальцев. Свидетельством существования у древних людей культа матери-земли и материнского рода являются найденные фигурки и изображения женщин.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Наблюдая за повадками животных, растениями, люди передавали свой опыт последующим поколениям. Пиктография – рисунчатое письмо. Появление религиозных представлений можно увидеть у неандертальцев. Они клали умерших на бок, а руки укладывали под голову. Рядом помещали рога косули  или оленя, охру (красная минеральная краска) – символ крови. Анимизм – вера в существование духов, одушевленность всех предметов.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с животными. Магия – обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на людей, животных, растения. Для неолитического погребения у села Железинка характерно сжигание трупа. Идолы – каменные или деревянные изображения богов. В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской.
Время
Орудия труда
Занятия
Люди и их коллективы
Религия
Эпоха палеолита
Нижний
палеолит -
2 млн 500 тыс лет до н.э. -
40-35 тыс. лет до н.э.

Верхний
палеолит -
40-12 тыс. лет до н.э.
Палка-копалка, дубина, рубило




Копье, гарпун,
скребок
Собирательство, охота





Охота, собирательство,
рыболовство
Древнейшие
люди




«Человек
разумный»
Человеческое
стадо




Родовые
общины.
Зарождение
веры в сверхъесте­ственные силы
Среднекаменный век
(мезолит) -
12-5 тыс. лет до н. э.
Топор, лук и
стрелы, мотыга, серп, ткацкий
станок
Охота, собирательство,
рыболовство,
мотыжное земледелие, приручение животных
Роды и
племена
Поклонение
силам природы
Новокаменный камень
(неолит)-
5-3 тыс. лет до н.э.
Плуг, бронзовые и медные
орудия труда

Охота, собирательство,
рыболовство,
мотыжное и
плужное земледелие, скотоводство, ремесла
Распад
родовых
общин
Анимизм,
тотемизм,
магия
ЭПОХА БРОНЗЫ - 2800 - 900 лет до н.э.
Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. Во 2 тысячелетии до н.э. древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является Андроновская культура. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от Урала до Енисея. Стоянки андроновской культуры впервые обнаружены в Южной Сибири, около города Ачинска, у села Андронова. Андроновцы были европеоидами. Главное занятие андроновцев – пастушеское скотоводство, земледелие, рыболовство.
Предшественник древних городов Аркаим обнаружен на границе Кустанайской и Челябинской области. Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе бронзы. Эпоха ранней бронзы называется андроновской, а эпоха поздней бронзы называется бегазы-дандыбаевской. Курганы с захоронением одного человека впервые появляются в Бегазы-Дандыбаевскую эпоху. Ученый К.И. Сатпаев считал, что в Жезказганском регионе в древние времена был выработан почти 1 миллион тонн руды.
Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры скотоводство. В эпоху бронзы на всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Предпосылки для перехода к кочевому скотоводству сформировались на территории Казахстана в эпоху бронзы. В хозяйстве племен андроновской культуры земледелие играло вспомогательную роль. Для обработки земли использовали каменные мотыги.
В эпоху бронзы собственность на землю была родовой, коллективной. На смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность на скот. Эпоха бронзы является временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия. Человеку андроновского племени был характерен европеоидный антропологический тип. Прототипом казахской юрты считается жилище андроновцев. Жилища оседлого населения – полуземлянки и дома.
Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого А.Х.Маргулана. В 1946 г. под его руководством на территории Казахстана началось комплексное изучение эпохи бронзы.
Зарождение кочевого скотоводства относится к периоду бронзы.
В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство. О формировании социального неравенства свидетельствуют богатые погребения. В позднюю бронзу углубился кризис первобытно-общинного строя. Появилась частная собственность.
В 1 тысячелетии до н.э., в связи с засушливостью и суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать лошадей и овец - они способны к дальним передвижениям и тебеневке. В период Бегазы-Дандыбаевской культуры и раннего железа в хозяйстве жителей территории Казахстана формируется кочевое скотоводство. Тебеневка – скот добывает корм из-под снега.
Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был Центральный Казахстан. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории Центрального Казахстана.
В III -II тысячелетий до н.э. предпосылкой для развития на территории Казахстана бронзовой металлургии послужило обилие месторождений медных руд. Люди эпохи бронзы при добыче руды часто использовали метод огневой проходки.
Увеличению численности населения в эпоху бронзы способствовало, прежде всего, развитие производительного хозяйства. Племена андроновской культуры умерших сжигали или хоронили в скорченном состоянии. Сжигание на костре было cвязано с огнепоклонством. Сложную систему религиозных верований, традиций и обычаев племен эпохи бронзы отражают их захоронения.
Огромное количество наскальных рисунков(петроглифов) эпохи бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы. Наиболее распространенным наскальным рисунком  (петроглифов) эпохи бронзы является изображение двугорбого верблюда. Символом изобилия, всемогущества и силы в эпоху бронзы считался бык. В горах Каратау на наскальных рисунках найдены изображения около 50 колесниц, которые принадлежат эпохе бронзы
Мыслительные способности людей бронзового века были развиты на уровне мифологических представлений. К усилению роли и мужчины в обществе привело развитие скотоводства. В эпоху бронзы, с усилением роли мужчины, в обществе происходит смена матриархата  патриархатом.
Древнейшим праздником, дошедшим до нас является Наурыз, его отмечали более 3000 лет назад.



РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ
Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.
Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.
САКИ.
На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.
Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.
Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.
Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы). Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и головные уборы. Тех земледельцев, кто пахал землю плугом с помощью запряженных  двух быков называли «восьминогие». Жрецы носили одежду белого цвета, воины – красного, скотоводы и земледельцы – желтого или синего цветов.
Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.
Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в 6 веке до н. э.
Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.
В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.
В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. О подвиге Ширака рассказал древнегреческий историк Полиэн. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины. В 490 году до н.э. саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве.
В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. Борьбу портив греко - македонских войск возглавил сак Спитамен.
«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане знаменитым археологом К. Акишевым. Сакскому воину было 17-18 лет. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. Высота головного убора – 70 см.
С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный стиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у  саков играли роль талисманов и амулетов. «Звериный стиль» является отражением традиции анимизма. Бесшатырские погребения (5-4 вв. до н.э.) – на правом берегу реки Или. Менгиры – одиночные камни вокруг кургана. Дромос – специальный лаз под курганом от подножья кургана до саркофага.
О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.
Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война. В центре города – цитадель (крепость). Еще один город саков – Бабиш-Молда.
Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней – Наурыз. Куйме – юрта на повозке. Городище Чирик-Рабат на территории Кзыл-Ординской области – центр земледелия.



УЙСУНИ.
В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники  уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э. Антропологический облик – европеоидный.
Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Вожди племен носили титул беков. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовали в домашнем хозяйстве.У уйсунов существовала частная собственность на скот, землю, воду.
Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье.
КАНГЮИ.
В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. Основным местом расселения кангюев была средняя часть реки Сырдарьи. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников  III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.
Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну.  Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.
Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.
Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.
По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.
ГУННЫ.
Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э. По китайским источникам слово «гунны» происходин от названия реки Орхон в Монголии.
Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые племена гуннов в III в. до н. э. При Моде в, 2-1 веках до н.э., держава гуннов достигла наибольшего усиления.
По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.
По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники («туменбасы»), которые были из числа его близких родственников, они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю.  Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.
На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.
Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.
Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.
В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.
В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу.
В 395 году гунны подходили к Константинополю, совершили походы в Закавказье, Месопатамию.
В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство.
В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.
Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны.  Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй.
 В 451 году на территории современной  Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «Битвой народов». Против Атиллы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. Войско Атиллы потерпело поражение.
В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму. В 453 году Атилла умер. После чего гуннский союз распался.
Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.
Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».
Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю». Движение гуннов с востока на запад началось во 2 веке до н.э. и растянулось до 4 века н.э.
САРМАТЫ.
Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э. С 8 века до н.э. их называли савроматами.
В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.
Во 2 веке до н.э  савроматы дошли до Северного Причерноморья.
О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.
В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.
В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.
В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.
Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э.  арало-каспийский регион был также населен племенами даев.
РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами», построены они под определенным углом и определяют стороны света; по мнению ученых, в степи они играли роль маяка.
Памятник раннего железа Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Павлодарской области, он относится к сакским племенам исседонам. В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.
Особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество крупного рогатого скота.
Предметы искусства жителей Северного Казахстана I тысячелетия до н. э. относятся к «звериному стилю».
По утверждению древнегреческого историка Геродота I соседями сарматов были аргиппеи. Культура племен Северного Казахстана в 1 тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала Тасмолинская культура.
Искусство плавки и обработки цветных металлов на территории Казахстана получило развитие еще в эпоху раннего железа. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III - I вв. до н.э.
На территории Восточного Казахстана имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления - Шиликтинская долина. Только в Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят название «царские».
На территории Восточного Казахстана в 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган эпохи раннего железа - «Золотой курган». Изучив археологические находки из Шиликтинского «Золотого кургана» ученые установили, что курган возведен в VIII-VII вв. до н.э.; таким образом, самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э.
Открытие царского погребения VIII в. до н.э из Шиликтинского кургана №1 является археологической сенсацией и воспринят как третий «золотой человек». Интересная находка из этого кургана - сделанная из золота и лазурита пятиугольная звезда, которая в древности считалась символом власти. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель были не только местами захоронения царей и вождей, но и священными местами, где проводились массовые ритуальные обряды.
Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане начиная с VII -V в. до н.э. развивается «полихромный стиль».
Регулярное сообщение по Великому Шелковому пути началось во II в. до н.э., но уже в VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, о чем свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.
Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает наука антропология. Антропологический тип людей, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы, был европеоидный. Реконструкцию облика древних жителей Жетысу по их останкам произвел ученый-антрополог Герасимов М.М.
В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали постепенно проявляться монголоидные черты.

Для Центрального Казахстана эпохи раннего железа характерны «курганы с усами», они играли роль маяков в степи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий