Исторические личности

Шокан Валиханов (1835-1865)

Шокан Валиханов родился в семье, где традицией, начиная с деда Вали (внука хана Аблая), последнего хана Среднего Жуза и бабки Айганым была прорусская, коллаборационистская ориентация. В степи еще не загасло к моменту рождения Чокана стремление сохранить независимость, отстоять собственную государственность, олицетворяемое Кенесары Касымовым, возглавлявшим национально-освободительные движение казахского народа. К отцу же Чокана Чингису царская администрация благоволила, о чем свидетельствует назначение его старшим султаном одного из округов и присвоение ему чина полковника. Но в то же время он был образованным человеком, в частности, содействуя русским ученым в изучении фольклора и быта.Чокан Чингисович Валиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров. Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, включавший и его наставников, так и однокашников в лице ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В. Гонсевского, публициста, исследователя истории народов Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского и других. Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний писал в одном из своих писем к Чокану: "Я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням". Из учебы в кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны семена русской и современной передовой культуры, науки и искусства.

Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он - российский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации. И в то же время он не мог не почувствовать своей собственной кожей, что он остается "инородцем" (к примеру, нижний сокращенный класс обучения в кадетском корпусе), не мог не видеть, какие притеснения и унижения испытывают его сородичи, подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого последнего русского чиновника и жандарма и их местных прислужников. Оставалась единственная надежда остаться человеком - посвятить себя "нейтральному делу" - науке и литературному творчеству. Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру неизведанную Азию". Мечте было дано свершиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не только исследовал и описал "неизведанные" европейской наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился на весь мир как отважный путешественник, Иссык-кульской экспедиции или поездки в Кульджу - везде он выступает не просто как географ, экономист, этнограф, царский агент, а через все это и помимо этого перед нами выступает человек, стоящий на стыке цивилизаций способный взглянуть на виденное как изнутри, так и извне, глазами образованного европейца. Мировая наука обязана именно ему записью блестящего отрывка из "Манаса" -"Смерть Кукотай-хана и его поминки".


Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Зороастризм принадлежит к семейству явлений универсального порядка, распространенных повсеместно. Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти.Присущие зороастризму верования, требовавшие от индивида ответственности перед миром, людьми и перед самим собой, не потеряли своей непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина - лучшее благо", требование жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе нравственность самой высокой пробы. Огонь и солнце почитались особо. Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной целостности". Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное через тюркскую традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет меня небо".

Огонь считается прародителем всего сущего, очищает души от скверны, гнев страшен, целительное значение всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении невесты в дом отца или деда мужа. О целительной силе воды, о святости Матери-Земли упоминается в древнетюрских рунических памятниках Кюль-Тегину и Бильге-кагану. О святости воды свидетельствует народный обычай ушыктау - опрыскивание водой. Стихиям и некоторым предметам казахская традиция приписывает силу кие, поклоняясь которой и соблюдая определенные обряды, человек получает благословение от нее - кут, то есть счастье и благополучие. Но эта же сила обладает и карательной функцией кеср. Благословляющих и опасных сил полон внутренний мир человека, здесь непоправимое влияние слова и конкретное действие глаза. Синкретизм шаманства с исламом проявляется в таких принципиальных представлениях, как Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью, святость и святые - с арвахами, с духами предков. Такова суть религиоведческих и культурологических исследований казахского просветителя, путешественника, историка, этнографа и фольклориста Чокана Валиханова.
Прожив два года в Петербурге, Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Устному народному творчеству казахов посвящены статьи "Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени ее крыльев частицей своего гения. Поверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность.
Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает "полную картину" его "исторической и духовной жизни". Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу". Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, где был похоронен в 1865 году больной, трагически одинокий Чокан Валиханов, в местности под названием Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти томах. Чокановская традиция бережного сбора духовного наследия народа нашла достойных продолжателей, в том числе в лице Затаевича, который сохранил образцы казахской песенного творчества для мировой музыкальной культуры. Идею Чокана о кровной культурно-исторической связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев в своей концепции евраазийства.


АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ (1873-1938)

           Ахмет Байтурсынов - поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливых, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его ими не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются "белые" пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов. 
        А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетбая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсынов и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатление у будущего поэта. В "Письме к матери", написанном в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: 
Сердце мое, сраженное в 13 лет, 
Сохранило неизлечимую рану и глубокий след. 
        Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских (казахских) учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркаралннском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название "Сеятель разума". 
Сею я семена разума, семена добра, 
Чтоб разбудить сознание забитого раба. 
        Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. 
        Революция 1905-1907 годов вызвала в нем надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге. В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал. 
        В те годы он писал, стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И. А. Крылова. Сборник "Сорок басен" А. Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принес ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов "Комар" выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко 144 Понимал, что подъем культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А. Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он занимается работой по усовершенствованию казахского алфавита, пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию. 
        1913-1917 гг.- примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты "Казах", единственной тогда газеты на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству. 
        В бурные годы Февральской и Октябрьской революций,. как и многие представители российской и казахской интеллигенции, А. Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содержании происходящих событий и некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит на сторону советской власти, участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В. И. Ленина, он трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской Советской республики, будучи членом правительства, А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете "Ак жол", в академическом центре Казахстана при Народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению. 

        В тяжелые дни перегиба в числе трех десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел а тюрьме, затем сослан в Архангельск. 8 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжелая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.


Исатай Тайманулы(1791-1838)

Руководитель антиколониального восстания казахов в Западном Казахстане в 1836—1838 годах.
В 1836 году Исатай возглавил движение казахов, возмущенных захватом всех наиболее плодородных земель в междуречье Урала и Волги знатью Букеевской Орды, а также земель по реке Урал уральскими казаками.
Трудящиеся казахи Букеевского ханства подвергались жестокой эксплуатации как со стороны местных феодалов и хана, так и со стороны колониальной администрации. Еще при хане Букее усилился колониальный захват земель казахскими феодалами. По официальным данным, в Букеевском ханстве было около 64000 тыс. десятин земли, из них 3000 тыс., удобных для пастбищ скота. В первые годы после образования ханства эта земля находилась в пользовании аульных общин. Каждый род закрепил за собой места зимовок, свободно пользовался летними пастбищами на основе права “первого захвата”. Кочевые и полукочевые аулы не были готовы для принятия “нововведений” ханской власти о передаче земли в собственность феодальной знати и шаруа. От этих мероприятий извлекли выгоду только богатые слои населения. Ханы Букей, Шигай и Жангир стали раздавать и продавать землю султанам, биям, старшинам. Она отдавалась за скот, денежные взятки, услуги, по родству, сдавалась в аренду и т.д.
Недовольство казахов вызвало еще и то, что царское правительство придерживалось политики ненависти и пренебрежения к кочевникам-казахам, отношения к ним, как к народу второсортному, недостойному уважения. Только этим можно объяснить, например, закон царя Александра I, принятого в 1819 г., о продаже и покупке казахских детей.
Вместо помощи детям, оказавшимися сиротами вследствие жута и голода, царское правительство официально узаконивает их продажу на рынках. По свидетельству А.И.Левшина, в начале XIX в. только в Гурьеве в течении одного месяца было продано более сотни детей. Недовольство шаруа и многих аульных страшин политикой царизма и управлением хана быстро нарастало. Поводом для его вспышки послужило назначение Жангиром в 1833 г. своего тестя, Караулходжи Бабаджанова, управляющим территорией побережья Каспийского моря, где размещались кочевья рода берш, во главе со старшиной Исатаем Таймановым. Он обладал опытом управления массами, качествами военачальника, отличался храбростью. К нему с самого начала присоединился Махамбет Утемисов – пламенный оратор, одаренный поэт, импровизатор, уже успевший завоевать к этому времени известность в народе не только даром речи, решительным характером и умом, но и защитой интересов рядовых кочевников. Таким образом, на заре формирования освободительного движения на юге ханства сошлись два выдающихся деятеля – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов.
К весне 1837 г. сложились основные очаги вооруженного нападения. Повстанцы сжигали дома, захватывали имущество знати, сгоняли скот с кочевьев ханских аулов. Создавшимся положением в ханстве серьезно встревожились в Оренбургском губернаторстве, так как число повстанцев в 1837 г. , по сравнению с предыдущим годом, возросло в 3-5 раз и доходило до 4-5 тыс. человек. Крупные силы повстанцев во главе с Исатаем и Махамбетом все больше приближались к ханской ставке. По пути следования они громили аулы и имения ханских чиновников, отбирали у них земли, назначили своих управителей. К концу октября 1837 г. повстанцы численностью около 2500-3000 чел. Находились в 4-8 верстах о ханской ставки. Осада длилась две недели.
В это время оренбургским губернатором проводился план окружения повстанцев и их уничтожения. Руководство операцией было возложено на подполковника Геке. Против восставших выступили хорошо вооруженные казачьи части и воинские подразделения из Кулагинской, Горской крепостей, Зеленовского форпоста, из Уральска и Астрахани.
Со своим огромным отрядом Исатай мог взять ставку хана, но в результате бесполезных переговоров с ханом, а затем с Геке в течение двух недель, время было упущено. За этот срок успели подойти регулярные части и казачьи отряды. Под командой Геке оказалось 700 казаков при двух орудиях и ханский отряд численностью около 600 человек.
Утром 15 ноября 1837 г. в урочище Тастюбе произошел бой карателей с повстанцами. Отряды Исатая первыми сплошной лавиной устремились в атаку на отряд Геке. Стремительное нападение повстанцев, хорошо владевших пиками, вызвало среди казаков замешательство, грозившее перейти в панику. Один из флангов отряда Геке был смят. Но тут роковую роль сыграла артиллерия. Повстанцы, не выдержав залпов двух пушек, отступили, потеряв до 100 человек убитыми. Спасаясь от преследования карательных отрядов, они разбрелись небольшими группами по степи. Попытки Исатая и Махамбета собрать их снова не увенчались успехов.
Так завершилось крестьянские восстание в Букеевском ханстве. Но оно перекинулось на левобережье Урала. Горстка повстанцев во главе с Исатаем и Махамбетом, перейдя Урал, не собиралась складывать оружия. 12 июня 1838 г. основная группа численностью около 500 жигитов встретилась в районе Ак-Булак с крупным карательным отрядом Геке. В завязавшемся бою повстанцы проявили настоящий героизм и самопожертвование. Но силы были слишком неравные, и восставшие были разгромлены. Их руководитель Исатай Тайманов был убит, а Махамбет Утемисов ушел в Хиву. В октябре 1846 г. султан Айчуваков прислал в аул к Махамбету своих приспешников, которые, выполняя приказ своего султана, убили Махамбета.

Освободительная борьба народных масс в 1833-1838 гг., кульминацией которой явилось крестьянское восстание, в период подъема имела антиколониальную направленность. Она выходила за рамки борьбы за землю. Восстание, возглавляемое Исатаем и Махамбетом, по своим движущим силам было крестьянским. Народно-освободительный, крестьянский характер восстания во многом предопределил его направление, мотивы и идеологию. Оно не было связано с освободительным движением в других частях Казахстана, в частности с движением Кенесары Касымова в Среднем жузе. В тех конкретных исторических условиях оно не могло кончиться иначе, так как за ханской властью стояла мощная военная сила Российской империи. Однако смелость восставших достойна восхищения. Они передали эстафету борьбы за социальную и национальную свободу новым поколениям.


Жамбыл Жабаев


Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний - айтысов. Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Ай-кумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь". Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали", "Мулле Байзаку" и другие. Жамбыл принимал самое активное участие в национально-освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г. Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступления против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно. Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934-м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А. Некое, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели — служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова. 

Курманагызы Сагырбайулы(1823-1896)

Казахская земля известна не только благодаря своим несметным природным богатством, но и благодаря прославившимся талантливым людям. Таким человеком, заявившим о себе своим неповторимым искусством и творчеством, был Курмангазы Сагырбайулы. Он родился в начале XIX века в Западном Казахстане, в местности Жидели Жангалийского района Уральской области, в семье бедного кочевника. Его наставником в исполнении кюев был известный кюйши Узак.
Курмангазы с детства играл на домбре, чем вызывал симпатии окружающих. Творческие успехи композитора и восхождение его к высотам в исполнении кюев связаны с влиянием известных мастеров этого дела Бокейской орды, таких, как Байжума, Баламайсан, Байбакты, Сокыр Есжан. Курмангазы, воспитанный на их творчестве, стал признанным казахским народным композитором. Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий.
Стержневые мотивы в его творчестве - освобождение народа и свобода личности. В произведениях Курмангазы особое место занимает национально-освободительная борьба 30-х годов XIX века под руководством Исатая Тайманова. Этому восстанию он посвятил один из своих первых кюев - "Кішкентай". В последовавших за этим кюях "Ақбай", "Ақсақ киік", "Түрмеден қашқан", "Адай" композитор выражает стремление народа к свободе, к борьбе против несправедливости. В произведениях Курмангазы изображены различные социально-психологические обстоятельства взаимоотношений между человеком и обществом. В его кюях "Аман бол, шешем, аман бол", "Қайран шешем", "Ертең кетем", "Бұқтым-бұқтым" отчетливо прослеживается ритм человеческого голоса. Кюи "Балбырауын", "Әсем" написаны в игровом, празднично приподнятом ритме.
Курмангазы Сагырбайулы неоднократно заключали в тюрьму, но дух композитора, боровшегося за освобождение своего народа, был непоколебим. В тюрьмах Уральска, Оренбурга, Уркита он написал кюи "Алатау", "Сарыарқа", в которых передал свои глубокие раздумья о независимости и свободе народа.
В 1880 году он переехал в местность Сакма под Астраханью. Курмангазы, бывший в большом почете среди местных жителей, воспитал своих наследников: Д. Нурпеисову, Е. Есжанова, М. Сулейменова. Другие домбристы того времени, такие, как Кокбала, Менетай, Менкара, Сугирали, Торгайбай, Шора считали Курмангазы своим наставником.

Такие произведения К. Сагырбаева, как "Байжұма", "Бозқаңғыр", показывают его как великолепного мастера искусства кюя. Курмангазы прославился особым талантом исполнения кюев и умением выразить мелодию. В кюе "Итог" он подвел итоги тяжелого, полного мучений, жизненного пути. В своих произведениях композитор повествует об истории народа, о связи жизни человека с его окружающей природой. В творчестве казахского народа кюи Курмангазы занимают важное историческое место. Он внес значительный вклад в развитие культуры народа. Музыка Курмангазы имеет большое влияние на творчество композиторов Казахстана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий