Индустриализация в Казахстане



Политика индустриализации в Казахстане (1928–1932 гг.)

В первой половине 1920-х гг. в стране утвердилась советская власть, были созданы ее государственные органы, образован Союз Советских Социалистических Республик, принята его Конституция. Также в основном было восстановлено народное хозяйство, разрушенное революциями и Гражданской войной. Поэтому с середины 1920-х гг. в СССР начинается практическая реализация доктрины построения социализма. Она включала в себя три главных звена: индустриализацию, то есть форсированное превращение страны из аграрной в промышленно развитую, индустриальную; коллективизацию — создание социалистического коллективного сельского хозяйства; культурную революцию — борьба с неграмотностью, создание системы образования, науки, культуры, воспитание новой социалистической интеллигенции и утверждение нового образа жизни. По времени процесс индустриализации в Казахстане совпал с I пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928–1932 гг.).

Первым шагом стала индустриализация, главными задачами которой были преодоление технико-экономической отсталости и формирование профессионального рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции. В декабре 1925 г. прошел XIV съезд ВКП (б), определивший курс на индустриализацию страны. Максимально быстрыми темпами необходимо было превратить республику из аграрной в промышленно развитую. На начало индустриализации 84,5 % всей валовой продукции Казахстана приходилось на сельское хозяйство, 90 % населения проживало в сельской местности.

Трудности индустриализации Казахстана были вызваны:

  1. экономической и культурной отсталостью;
  2. бывшим колониальным статусом края;
  3. усугублялись свертыванием нэпа и возрождением методов периода «военного коммунизма»;
  4. насаждением командно-бюрократического метода руководства.

С самого начала индустриализации центральными органами Союза была определена сырьевая направленность развития промышленности Казахстана. Ставка была сделана на разработку его богатейших недр, на развитие добывающих отраслей — цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В конце 1920 — начале 1930-х гг. практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928–1929 гг. в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г. — более 140. Экспедиция академика Н. С. Курнакова — изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана и пришла к выводу, что Казахстан является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза». Экспедиция академика И. М. Губкина — изучала Урало-Эмбенский нефтяной район и определила, что это месторождение — одна из богатейших нефтяных областей страны. Экспедиция инженера-геолога К. И. Сатпаева — произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказала перспективность этого региона.

Одним из крупных объектов индустриализации стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). Сооружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 г. Стройка приобрела всенародный характер. Дорога была построена за три года вместо пяти, намеченных по плану. 25 апреля 1930 г., на 17 месяцев раньше срока, она была завершена, северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак. С января 1931 г. Турксиб был введен в постоянную эксплуатацию. На строительстве Турксиба трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.

Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината — были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшагыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье — по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.

Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью, в 1939 г. ее доля составляла 58,9 %. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал-Море и другие. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Доля городского населения соответственно возросла с 8,6 до 29,8 %. В 1939 г. в городах проживало 375 тыс. (16%) казахов — в 5 раз больше, чем в 1926 г. (2,1%). Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов Советского Союза. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 г. рабочие составляли 10,7 % занятых в народном хозяйстве, в 1939 г. их стало 33,8 %.

Вместе с тем индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства добывались за счет их перекачки из сельского хозяйства и внутреннего займа. Индустриализация происходила за счет налога с крестьян. Осуществлялась командными административными методами — директивным планированием, безусловным подчинением центру. Производство, сбыт и снабжение — концентрировались в руках государства.

Индустриализация в рамках Союза привела к тому, что промышленность Казахстана имела сырьевую направленность, он оставался поставщиком многих видов горнорудного сырья. Из республики почти за бесценок выкачивались редкие металлы, нефть, уголь, фосфориты. В республику завозились дорогие готовые средства, так как отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобилестроения. Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Грузооборот железнодорожного транспорта превысил 1913 г. в 21,3 раза, главным образом, за счет перевозки уникального природного богатства края — угля, руды, нефти, металла, химикатов за пределы республики. Увеличился миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России, Украины, Белоруссии и других регионов страны. В 1928–1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции составил 1,8 млн человек. В результате голода 1920–1930-х гг. и миграционных процессов доля казахов в обшей массе населения Казахстана сократилась в 1939 г. до 38 %.

Во много был прав С. Садуакасов, когда с горечью говорил, что «Казахстан был и остался колонией…».

Особенности индустриализации в Казахстане:

  1. индустриализация в Казахстане осуществлялась сверху;
  2. ударными темпами осваивались, главным образом, источники сырья. По существу, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Нефть, например, добывалась на Эмбе, центр по нефтепереработке строился в Орске;
  3. квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины;
  4. местные кадры оставались еще на долгие годы неквалифицированными рабочими;
  5. усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа;
  6. формировался национальный рабочий класс. Если в 1928 г. он составлял — 19,8 %, то в 1935 — 43 %;
  7. шефское движение развитых промышленных районов над национальными регионами.

Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. Шефство над Казахстаном осуществляли Ленинград, Донбасс, Харьков и другие промышленные центры страны. Из года в год все больше поступало в Казахстан новой техники и оборудования для промышленности и сельского хозяйства, приезжали квалифицированные рабочие и инженерно-технические работники. Высшие и средние специальные учебные заведения готовили специалистов для народного хозяйства республики. На строительство Балхашского медеплавильного комбината в Казахстане прибыл весь выпуск Московского строительного техникума, а также 750 специалистов и рабочих-метростроевцев. Около 100 рабочих-казахов стали квалифицированными бетонщиками. Шахтеры Донбасса взяли шефство над Карагандой. Огромную помощь в подготовке кадров оказал индустриальный Урал.





            Политика индустриализации в Казахстане (1928–1932 гг.)  Тесты

1. Какие годы были годами I пятилетки развития народного хозяйства КазАССР?

  • в) 1928–1932 гг.

2. Какая отрасль народного хозяйства по-прежнему преобладала в экономике Казахстана?

  • а) Сельское хозяйство.

3. Каким путем осуществлялась индустриализация в Казахстане?

  • в) Насаждалась сверху.

4. Первая крупная стройка индустриализации в Казахстане?

  • б) Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль.

5. Академик, исследовавший Урало-Эмбенский нефтяной район:

  • в) И. М. Губкин.

6. Ученый-геолог, исследовавший месторождения меди в районе Джезказгана?

  • г) К. И. Сатпаев.

7. В каком городе был построен первый свинцовый завод?

  • в) Шымкент.

8. Осуществилась ли главная задача индустриализации: превратить Казахстан в развитый технико-экономический регион, производящий машины и оборудование?

  • б) Казахстан остался базой, поставляющей сырье.

9. Найдите ошибку в перечне особенностей индустриализации в Казахстане:

  • д) Шел отток населения из городов в сельскую местность.

10. Кому принадлежат слова: «Казахстан был и остался колонией…»?

  • г) С. Садуакасову.


Комментариев нет:

Отправить комментарий